Материалы

Организационно-педагогические основы адаптивного спорта

 

«Организационно-педагогические основы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта инвалидов с нарушением зрения»

Авторы:  
Чешихина Валентина Викторовна – мастер спорта СССР, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшей школы РФ, декан факультета социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта, заведующая кафедрой физического воспитания и спорта Российского государственного социального университета.
Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Российского государственного социального университета.

    Программа составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования, согласно  приказа Минобразования РФ № 1221 от 18.06.97.

    Перед Россией стоит важная социальная задача – обеспечить равные возможности для людей с инвалидностью, гарантировать их полноправную интеграцию в общество, благоприятные условия для труда, учебы, активного отдыха, занятий физической культурой. Правильно организованные занятия физической культурой и спортом являются одним из эффективных способов реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, одним из путей социальной интеграции.
    Цель: формирование компетенций и обновление профессиональных теоретических знаний и практических навыков работы специалистов, обеспечивающих учебный и учебно-тренировочный процесс среди инвалидов с нарушением зрения в общеобразовательных школах-интернатах, спортивных школах, клубах по месту жительства и др.


Задачи:

  • Сформировать профессиональные знания слушателей по реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий физической культурой и спортом;
  • Изучить медико-физиологические и психолого-педагогические особенности лиц с нарушением зрения;
  • Обучить слушателей методиками организации и проведения различных соревнований для лиц с нарушением зрения;
  • Обучить слушателей умениям на практике применять современные инновационные образовательные технологии среди лиц с нарушением зрения.

ЗНАТЬ:

  • сущность, структуру, функции, принципы, методологические основы адаптивной физической культуры;
  • цели и задачи адаптивной физической культуры и ее основных видов;
  • роль и место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с нарушением зрения;
  • особенности развития и функционирования организма людей с нарушением зрения;
  • особенности содержания занятий и методики подбора физических упражнений для лиц с нарушением зрения;
  • показания и противопоказания к занятиям основными видами адаптивной физической культуры;
  • особенности обучения двигательным действиям и развития физических качеств у лиц с нарушением зрения;
  • особенности организации спортивных мероприятий среди инвалидов с нарушением зрения;

УМЕТЬ:

  • подбирать соответствующие средства и методы реабилитации и интеграции лиц с нарушением зрения;
  • регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий адаптивной физической культуры;
  • разрабатывать современные технологии проведения занятий во всех видах адаптивной физической культуры: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации;
  • приобщать инвалидов с нарушением зрения к занятиям адаптивной физической культурой, формировать аксиологическую концепцию жизни у данной категории населения с установкой на здоровый образ жизни и максимальную самореализацию в процессе занятий;
  • формулировать задачи, подбирать соответствующие средства и методы интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного, эстетического, экологического и других видов воспитания личности лиц с нарушением зрения, их социализации в процессе занятий адаптивной физической культурой.

Категория слушателей: руководители, тренеры групп начальной подготовки, инструкторы-методисты детско-юношеских спортивных школ, преподаватели кафедр физического воспитания высших и средних учебных заведений, учителя физической культуры общеобразовательных школ, инструкторы-методисты клубов по месту жительства,  социальные педагоги и психологи, работающие с инвалидами в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Эффективность педагогического взаимодействия тренера

 

«Эффективность педагогического взаимодействия тренера с субъектами учебно-тренировочного процесса»

     Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
      Цель курса: развитие компетенций в  межличностном педагогическом  взаимодействии специалистов по физической культуре и спорту.
Задачи:

  • ознакомление со спецификой педагогического взаимодействия тренера с субъектами учебно-тренировочного процесса;
  • формирование умений педагогического взаимодействия с  субъектами учебно-тренировочного процесса в условиях вариативности образовательной среды;
  • овладение методами педагогического взаимодействия как способами организации совместной и индивидуальной образовательной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами развития;
  • формирование  навыков в оценивании результатов педагогического взаимодействия тренера с   субъектами учебно-тренировочного процесса;

В результате освоения курса «Эффективность педагогического взаимодействия тренера  с субъектами учебно-тренировочного процесса» слушатель должен знать:

  • специфику и содержание межличностного педагогического  взаимодействия специалистов по физической культуре и спорту;
  • внутренние и внешние компоненты педагогического взаимодействия;
  • традиционные и интерактивные методы педагогического взаимодей-ствия специалистов по физической культуре и спорту;
  • современные способы оценивания результатов педагогического взаимодействия;

уметь:

  • проводить анализ способов педагогического взаимодействия с  субъектами учебно-тренировочного процесса;
  • выделять возрастные особенности  общения на разных этапах онтогенеза;
  • выбирать и обосновывать методы педагогического взаимодействия при проектировании индивидуальной образовательной траектории и конструировании совместной образовательной деятельности в различных условиях образовательной среды;
  • анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

владеть:

  • интерактивными методами в педагогическом взаимодействии с субъектами учебно-тренировочного процесса;
  • методами оценивания результатов педагогическом взаимодействия. 

Категория слушателей: тренеры, преподаватели, специалисты цен-тров физической культуры и спорта.

Программа по обучению плаванию

 

«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (плавание)   

    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.
    Цель курса состоит в обновлении теоретических знаний, повышении эффективности практических умений и навыков работы тренера, подготовить слушателя к профессиональной деятельности преподавателя-тренера в области спортивного плавания, прежде всего – массового детско-юношеского спорта, и профессионально-прикладного плавания в различных формах организации физического воспитания.

Основные задачи курса:

  • формирование системы научных знаний о закономерностях процесса обучения и тренировки в плавании;
  • развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения методики подготовки квалифицированных пловцов;
  • совершенствование профессиональных качеств специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно работать с пловцами учебно-тренировочных групп;
  • овладение понятиями о современных формах организации и методах управления многолетней подготовкой пловцов;
  • ознакомление слушателей с инновационными компьютерными технологиями, применяющимися в спортивном плавании

    Курс является составной частью последипломного образования учреждений и подведомственных организаций Москомспорта. Данная образовательная дисциплина своим учебным предметом интегрирует основы знаний, накопившихся в современной теории и практике спортивной тренировки.
     Преподавание учебного материала данной программы осуществляется в основных формах организации образовательного процесса в высших учебных заведениях (лекции, семинары, практические занятия) и осваивается слушателями за 72 часа.
    Требования к уровню освоения содержания курса. Учебный процесс по курсу «Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (плавание) предполагает проявление слушателями творческого подхода к изучаемому учебному материалу, активности и инициативности в процессе занятий. Содержание программы и организация учебного процесса по данному курсу соответствует современным представлениям о профессионально-педагогической деятельности тренера по плаванию и позволяет сформулировать требования на языке «умений», тем самым решая задачу подготовки компетентного специалиста по спорту, в частности:
знать:

  • основные стороны физического развития и спортивной подготовленности юного пловца;
  • опорные методические положения планирования многолетней спортивной подготовки юных пловцов в возрастных группах;
  • границы этапов многолетней подготовки, цели и основные задачи этапов с учетом индивидуальных возможностей пловцов своих групп, темпов их биологического развития, конкретных условий работы с ними;

уметь:

  • пополнять свои знания по проблемам организации и развития детско-юношеского спорта;
  • анализировать свою повседневную учебно-воспитательную работу с юными спортсменами, соотнося ее с целями и задачами плавания в соответствующих возрастных группах;
  • углублять свои знания по специальности, прежде всего по следующим разделам: а) профессионально-педагогическое мастерство тренера; б) техника спортивного плавания и ее биомеханические основы; в) методика обучения спортивной технике и ее совершенствования; г) медико-биологические основы юношеского спорта; д) методика многолетней подготовки пловцов различных возрастных групп; е) отбор в спортивном плавании;
  • анализировать и обобщать собственный опыт работы, опыт работы других тренеров;
  • определять наиболее эффективные формы, средства, методы обучения и тренировки;
  • формулировать цели и задачи своей профессиональной деятельности на ближайшие годы с учетом целей и задач многолетней подготовки пловцов;
  • разрабатывать комплексы тестов по оценке уровня различных сторон подготовленности пловцов;
  • корректировать программу тренировочных воздействий на основе закономерностей управления оптимальной динамикой развития физических качеств, функциональных возможностей и закономерностей становления спортивного мастерства юных пловцов;
  • организовать учет и контроль прохождения программного материала спортивной школы, выполнения нормативных требований;
  • владеть приемами тестирования и обследования, вошедшими в практику отбора юных пловцов, контроля за их текущим состоянием и уровнем подготовленности;
  • владеть навыками оказания помощи при несчастных случаях в спортивных бассейнах и на открытых водоемах.

Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки ДЮСШ, ЦСП и УОР, специалисты центров физической культуры и спорта.

Сопровождение одарённых детей

 

«Современные психолого-педагогические основы образовательной деятельности и сопровождения одарённых детей»

    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
   Цель проведения курсов: обновление теоретических и практических знаний, формирование у слушателей профессиональной компетенции в области психолого-педагогического сопровождения развития одаренности детей и подростков в образовании.

При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

  • совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно работать с детьми и подростками, решая задачи их развития в образовании;
  • воспитания у слушателя гуманистических представлений о психологических особенностях одаренных детей и подростков;
  • показать особенности развития индивидуального и личностного развития одаренных детей и подростков;
  • овладение технологиями и методами работы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков в образовании;
  • присвоение принципов и методов работы по активизации познавательной самостоятельности учащихся.

В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

  • общих представлений об одаренности и ее видах;
  • основных понятий и терминов психологии одаренности и психологии способностей;
  • общих и специфических закономерностей психического развития одаренных детей и подростков;
  • о возрастных и индивидуальных особенностях одаренных детей и подростков;
  • о познавательных способностях и деятельностной природе развития способностей;
  • о современных подходах в психологии образования;

умениями:

  • выстраивать стратегию работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей и подростков в образовании;
  • составлять программу по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
  • адекватно приметь психолого-педагогические методы воздействия и психологической помощи одаренным детям и подросткам в нормативных и стрессовых ситуациях учебной деятельности;
  • применять современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности и субъектности учащихся;

навыками:

  • работы одаренными детьми с учетом развития их психомоторной, познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы;
  • владеть методами консультирования и психологического сопровождения одаренных детей и подростков и их родителей;
  • владение метода психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовании;
  • современными методами по сопровождению индивида и группы в образовательном процессе с учетом современной социокультурной ситуации.

Категория слушателей – педагоги, работающие в образовательных учреждениях различного типа, в том числе подведомственных Москомспорту.

Программа по восточным единоборствам

 

«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (восточные единоборства)

     Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.

    Цель проведения курсов:  обновление теоретических и практических знаний, умений и навыков работы с учащимися спортивных школ и клубов на основе инновационных технологий оптимизации педагогической деятельности тренеров.

При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

  • совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
  • овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в восточных единоборствах с учетом возрастной адекватности нагрузок;
  • формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;
  • развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов;

В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

  • концептуальные основы теории и методики восточных единоборств;
  • методические основы педагогики спортивной деятельности;
  • современные методические разработки по психологии тренировочной и соревновательной деятельности в единоборствах;
  • психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренеров по восточным видам единоборств;

умения:

  • разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий восточными единоборствами;
  • использовать технологию профессиональной ориентации школьников-спортсменов на профессию тренера;
  • разрабатывать методики спортивно-технической, спортивно-тактической, физической подготовки и внедрять их в тренировочный процесс;

навыки:

  • разработка перспективного плана подготовки (для спортсмена, тренировочной группы), методика составления годового плана;
  • осуществление контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;
  • определение уровня подготовленности спортсменов;

Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки по восточным единоборствам.

НАШИ ДРУЗЬЯ
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ