Материалы

Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОС


«Научно-методическое обеспечение внедрения ФГОС общего (начального) среднего  образования»


    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.

    В настоящее  время приказами Министерства образования и науки России N 373 от 06 октября 2009 г.; № 1897 от 17 декабря 2010 г. и № 413 от 17 апреля 2012 г. закончена процедура утверждения   ФГОС  общего образования: начальной, основной  (5-9 классы) и профильной (10-11 классы) средней школы. Тексты стандартов размещены на официальных сайтах Министерства образования и науки РФ.
    Новый стандарт среднего (полного) образования логически связан с  ФГОС основного общего образования, а последний, в свою очередь  с  ФГОС начального  образования, который уже введен во всех регионах РФ с 1 сентября 2011 года.  Согласно первоначальным планам Министерства переход на стандарты основной школы планировалось осуществить с 1 сентября 2012. На данный момент  принято решение о поэтапном внедрении. В 2012 г. во всех регионах страны в экспериментальном режиме по новым стандартам начнут обучение в отдельных школах. Окончательная дата массового перехода не определена. Однако, учитывая динамику модернизационных процессов в образовании с большой степенью вероятности можно предполагать, что уже в 2013 г. ФГОС основного и полного общего образования будут реализовываться в большинстве школ страны.    
    Все ФГОС, включая высшую школу, разработаны в единой логике и методологии. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ осуществлен переход от стандартизации содержания образования (что было реализовано в стандартах 1 и 2 поколения высшей профессиональной и первого поколения обшей средней школы)  к определению требований в области:
•    результатов освоения основных образовательных программ;
•    структуры основных образовательных программ;
•    условий реализации основных образовательных программ.
    Иными словами все ФГОС  представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего, начального, среднего  и высшего профессионального образования.
    Еще одна из особенностей  ФГОС основного общего образования состоит  в  установлении требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы. Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных практик и оптимальные условия для развития творческих способностей. К важным достижениям нового стандарта основной школы следует отнести обоснование важности фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.  Это фундаментальное научное ядро и перечень предметов в тексте стандарта, который в целом соответствует предметным традициям российского образования в организации учебного процесса в средней школе. Следует отметить и усиление практикоориентированности образования, выраженное в системно - деятельностном подходе, предполагающем широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третье не менее важное достоинство ФГОС состоит в попытке усилить в школе воспитательную деятельность, которая значительно сократилась за последние 20 лет.
    Вместе с тем утвержденные стандарты основной школы, выдвигая ряд новых требований к результатам, структуре и условиям реализации ООП, объективно расширяют предметное поле  профессиональной деятельности учителя, причем в сферах, по которым ранее практически не велась профессиональная подготовка педагогов. Все это актуализирует задачу массового повышения квалификации действующего корпуса педагогов, реализующих программы общего образования, что актуально и для педагогических коллективов образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и  реализующих программы общего среднего образования.
    В связи с вышеизложенным, цель данного курса заключается в овладении руководителями и педагогами образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы, и  реализующих программы общего среднего образования, необходимыми компетенциями по внедрению ФГОС общего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выделить  основные  тенденции  реформирования современных образовательных систем;
  • определить современные подходы к стандартизации образования;
  • рассмотреть методологические основания, состав и структуру современных ФГОС общего образования;
  • выявить общие и частные требования ФГОС для каждой ступени образования;
  • определить новые черты содержательной, организационно-управленческой, научно и учебно-методической деятельности учителя и руководящего звена учреждений, реализующих программы общего среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
  • освоить новые технологии управления и  построения образовательного пространства средней школы в соответствии с требованиями ФГОС.

    Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать формированию у слушателей необходимых организационно-педагогических компетенций, представляющих собой ожидаемые образовательные результаты в области:
знаний:

  • основных тенденций, подходов и концепций  проектирования современного содержания и методов реализации программ общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
  • структуры и системы требований ФГОС для каждой ступени общего образования;
  • видов универсальных учебных действий и особенностей ведущей классификации общеучебных умений;
  • основных направлений совершенствования управленческо-методического обеспечения проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • основных особенностей портфолио как внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных социокультурных достижений учащихся;
  • основных направлений и содержания деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитанию экологически целесообразного поведения

умений:

  • проектировать дидактические материалы в логике компетентностного подхода для мониторинга хода и результатов обучения и использовать их в своей практической деятельности;
  • выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в соответствии с индивидуальными способностями и запросами личности обучающегося и его родителей;
  • учитывать личностные, предметные и метапредметные требования к результатам учебной деятельности на различных этапах процесса обучения

владений:

  • современными формами и методами оценки результатов обучения;
  • инновационными подходами к организации управления образованием на уровне средней школы;
  • содержанием и спецификой понятийно-категориального аппарата, отражающим требования ФГОС ОО;
  • современными технологиями воспитания и социализации детей различных возрастных групп;
  • технологиями внутришкольного управления качеством образования.

    В качестве слушателей курса могут выступить руководители и педагоги образовательных учреждений, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы и  реализующие программы общего среднего образования.

Программа по лыжным гонкам

 

«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (лыжные гонки)

    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221.

    Цель проведения курсов:  формирование современных теоретико-методических представлений о проектировании и реализации спортивно-педагогической деятельности с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий спортивной тренировки.


При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

  • совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
  • овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в лыжных гонках с учетом возрастной адаптации к спортивным нагрузкам;
  • формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;
  • развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов.

В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

  • концептуальные основы теории и методики лыжных гонок;
  • методические основы многолетней системы спортивной   тренировки;
  • современные разработки по проектированию и реализации тренировочной и соревновательной деятельности;
  • традиционные и новые методики обучения спортивной технике в лыжных гонках

умениями:

  • разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий лыжными гонками;
  • осуществлять поиск одаренностей и талантливых лыжников-гонщиков;
  • разрабатывать модельные характеристики тренировочной и соревновательной деятельности;
  • разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовки и внедрять их в тренировочный процесс;

навыками:

  • планирования структуры и содержания многолетнего и годичного циклов спортивной тренировки;
  • осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;
  • определения уровня подготовленности спортсменов;
  • моделирования целевой соревновательной деятельности в лыжных гонках.

Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки по лыжным гонкам.

Медико-биологическое обеспечение деятельности

 

"Медико-биологическое обеспечение деятельности в области физической культуры и спорта. Современные медико-биологические технологии как фактор повышения эффективности учебно-тренировочного процесса."

    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221

    Цель проведения курсов:  обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися  общеобразовательных, спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности преподавателей и тренеров и технологий, повышающих эффективность и безопасность тренировочного процесса.


При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

  • совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
  • овладение знаниями по организации подготовки преподавателей физической культуры и  спортсменов в различных видах спорта с учетом возрастной адекватности нагрузок;
  • формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системой в совершенствования спортсменов;
  • развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов;

В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

  • концептуальные основы теории и методики преподавания физической культуры;
  • методические основы педагогики спортивной деятельности;
  • современные разработки по психологии тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта;
  • психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности тренеров и преподавателей физической культуры.

умениями:

  • разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий физической культурой и спортом;
  • использовать технологию профессиональной ориентации школьников-спортсменов на профессию тренера и преподавателя физической культуры;
  • разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности и внедрять их в тренировочный процесс;
  • выполнять самооценку уровня профессионального «выгорания» и осуществлять его профилактику

навыками:

  • планирования больших, средних и малых циклов подготовки в разных видах спорта и при занятиях физической культурой;
  • осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности;
  • определения уровня подготовленности спортсменов и занимающихся физической культурой;
  • владение методиками психодиагностики «ДДО» (по Е.А.Климову), определение отношения спортсменов к конкретному соревнованию (по Ю.Л.Ханину), методика САН (самочувствие, активность, настроение).

Категория слушателей тренеры групп начальной подготовки любых видов спорта, преподаватели физической культуры, методисты.

Программа по биатлону

 

«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (биатлон)


    Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221

    Цель проведения курсов:  обновление теоретических и практических знаний, увеличение объема, разносторонности, эффективности практических умений и навыков работы с учащимися спортивных школ и клубов на основе применения инновационных технологий, оптимизации педагогической деятельности тренеров и технологий, повышающих эффективность и безопасность тренировочного процесса.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:

  • совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии;
  • овладение знаниями по организации подготовки спортсменов в биатлоне с учетом возрастной адекватности нагрузок;
  • формирование у слушателей системы научных знаний, умений и навыков, используя современные подходы к управлению системной совершенствования спортсменов;
  • развитие у слушателей способности творчески использовать научную информацию и передовые достижения теории, методики, практики подготовки спортсменов

В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:

  • основы теории и методики подготовки биатлонистов разного возраста и уровня подготовленности в биатлоне;
  • возрастные особенности развития детей;
  • основы методики развития физических качеств;
  • особенности техники изготовки для стрельбы юных биатлонистов

умениями:

  • разрабатывать и внедрять инновационные технологии в практику занятий биатлоном;
  • разрабатывать методики технической, тактической, физической подготовленности биатлонистов и внедрять их в тренировочный процесс;
  • выполнять оценку уровня технического выполнения стрелковых упражнений

навыками:

  • планирования больших, средних и малых циклов подготовки;
  • осуществления контроля и учета в тренировочной и соревновательной деятельности биатлониста;


Категория слушателей – тренеры по биатлону групп начальной подготовки.

Менедмент в образовании

 

"Менеджмент в образовании"

     Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
    Цель данного курса: способствовать повышению управленческой компетентности руководителей школ по решению актуальных проблем современного образовательного процесса
    Курс повышения квалификации дает руководителям школ ответ на вопрос: «Как управлять эффективным решением современных проблем жизнедеятельности школы?».
Курс направлен на выполнение следующих задач:

  • рассмотреть современные тенденции развития управления образования в мире и России;
  • актуализировать ключевые понятия теории и технологии внутришкольного управления;
  • определить наиболее перспективные направления решения актуальных проблем внутришкольного управления.

    Реализация вышеназванных цели и задач будет способствовать формированию у слушателей необходимых управленческо-педагогических знаний и умений, представляющих собой ожидаемые образовательные результаты:
знаний:

  • современных течений и теоретико-методологических подходов внутришкольного управления;
  • содержания стратегических документов, определяющих приоритетные направления развития модернизации российского образования;
  • основных этапов развития теории управления, взаимосвязи ключевых позиций теории социального управления и теории управления образовательным учреждением;
  • основных положений и принципиальных позиций научных школ управления общеобразовательным учреждением;
  • методологических особенностей следующих подходов к внутришкольному управлению: системный, программно-целевой, процессный, проблемно-функциональный, кластерный, информационный, исследовательский, рефлексивный, ресурсный подходы;
  • современных течений и подходов в теории и технологии внутришкольного управления;
  • содержания терминов «внутришкольное управление», «менеджмент», «управленческий цикл», «функция управления», «педагогический анализ», «планирование», «организация», «внутришкольный контроль», «регулирование», «управление качеством образования» и т.д.;
  • технологических особенностей основных управленческих функций (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции) и процедур управления качеством образования: стандартизация (проектирование качества образования), контроль (определение реального состояния образовательного процесса), анализ собранной информации (определение соответствия реального положения дел стандарту), подготовка и принятие управленческого решения по устранению выявленных проблем качество образования;
  • состава и структуры целевой программы развития, образовательной программы школы,  управленческого потенциала данных форм планирования управленческой и научно-методической работы;

умений:

  • использования различных подходов к управлению при решении актуальных психолого-педагогических и управленческих проблем;
  • по формированию «дерева проблем» и «дерева целей» как эффектив-ных способов декомпозиции;
  • по осуществлению информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной функций внутришкольного управления;
  • по обеспечению продуктивного общения в условиях коллективной мыследеятельности, владение основными приемами конструктивной критики и выбора оптимальной тактики поведения.

    Реализация содержания программы будет проходить не только посредством традиционных методов и форм обучения, но прежде всего на основе изучения реального опыта работы школ, организации коллективной мыследеятелъности и учебного консультирования. Предлагаемые темы занятий взаимодополняют друг друга, умения, сформированные на первых встречах, получают дальнейшее развитие на последующих.
    Участникам курса будут предложены не только монографии, учебные и методические пособия авторов курсов, но и переданы в электронном виде несколько тысяч страниц материалов и десятков презентаций по со-держанию модуля курса.
    Методическая особенность предлагаемого курса состоит: в практической направленности обучения; в адресности, которая обеспечивается консультативном характере обучения, предполагающем работу со слушателями в режиме коллективной мыследеятельности; в творческом участии слушателей в корректировке содержания и процесса реализации программы курса.

    Проблемно-ориентированный характер курса проявится в том, что руководители школ, с одной стороны, освоят теортические и технологические основы внутришкольного управления (управленческий цикл, организационные структуры управления, программно-целевое управление и т.п.), с другой стороны, будут готовы применить управленческие знания и умения при решении актуальных проблем жизнедеятельности современной школы (новая система оплаты труда, внедрение в образовательный процесс новых ФГОСов, разработка метапредметной образовательной программы и т.д.).

НАШИ ДРУЗЬЯ
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ