Материалы
Программа повышения по фехтованию
«Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта» (фехтование)
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97. № 1221
Цель программы - обновление теоретических и практических знаний, умений и навыков работы с учащимися спортивных школ на основе инновационных технологий оптимизации педагогической деятельности, повышающих эффективность и безопасность тренировочного процесса.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- совершенствование профессиональных знаний по основным компонентам технико-тактического совершенствования в индивидуальных уроках;
- приобретение новых умений по планированию и проведению учебно-тренировочной работы;
- развитие у слушателей способности творчески мыслить, анализировать свою деятельность, использовать научную информацию и современные достижения в области теории и практики спорта.
В результате курсовой подготовки слушатели должны приобрести следующие знания:
- О факторах, влияющих на эффективность технико-тактической подготовки;
- О закономерностях и принципах становления спортивной формы;
- О формах и содержании различных видов планирования;
В результате курсовой подготовки слушатели должны владеть:
- построением учебно-тренировочных занятий (планирование);
- методикой подбора адекватных средств и методов для развития физических качеств;
- методикой построения упражнений для совершенствования техники владения оружием и выполнения передвижений у обучаемых спортсменов;
- методикой контроля и оценки тренировочных нагрузок;
- методикой построения моделируемых тренером учебных схваток;
- методикой формирования устойчивости к зрительным, тактильным и звуковым помехам у обучаемых спортсменов.
Категория слушателей – тренеры групп начальной подготовки по фехтованию
Организационно-педагогические основы
«Организационно-педагогические основы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта инвалидов с нарушением психического развития»
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель проведения курсов - обновление теоретических и практических знаний, формирование у слушателей профессиональной компетенции в области адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта лиц с нарушениями психического развития, повышение эффективности практических умений и навыков работы.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- Сформировать целостное представление о структуре процесса адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта в системе общего, специального (коррекционного) образования и социальной защиты;
- Создать представление о базовых средствах и методах АФВ и АС в многоуровневой системе общего и специального образования в России;
- Сформировать систему знаний о современных физкультурно-спортивных технологиях управления физическим развитием и физической подготовкой лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов с разной нозологией, средствах и методах обучения их двигательным действиям и физическим упражнениям;
- Воспитать профессионально-значимые качества специалиста, обучить навыкам и умениям в основных видах и формах профессиональной деятельности, сформировать потребность в профессиональном самосовершенствовании и творческом обогащении индивидуального педагогического опыта.
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) и адаптивный спорт являются сегодня одними из наиболее интенсивно развивающихся направлений физической культуры в обществе нацеленных на решение задач по формированию и развитию социальной активности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Интенсивное развитие адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта обусловило необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров, разработку современного программно-методического сопровождения их профессионального образования профессиональной переподготовки в высших учебных заведениях.
Содержание образовательной дисциплины «Основы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта лиц с нарушениями психического развития» полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Данная образовательная дисциплина своим учебным предметом интегрирует основы знаний, накопившихся в современной теории и практике адаптивной физической культуры по проблемам реабилитации, обучения и воспитания инвалидов средствами физической культуры и спорта. В своих научных категориях и концептуальных положениях данная образовательная дисциплина базируется на фундаментальных положениях теории и практики физической культуры, теории и организации адаптивной физической культуры, специальной педагогики и психологии, физической реабилитации, общей патологии и тератологии, анатомии, физиологии и др.
Преподавание учебного материала данной программы осуществляется в основных формах организации образовательного процесса в высших учебных заведениях (лекции, семинары, практические занятия) и осваивается слушателями за 72 часа.
В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать (понимать):
- цели, задачи и принципы АФК, ее ценностные ориентации и основные направления развития в современном обществе;
- историю становления и развития АФК, вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ее теории;
- содержание и основные виды деятельности специалиста АФК, формы их организации и целевое назначение;
- основные закономерности построения форм учебных занятий АФВ, дидактические принципы обучения, развития и воспитания людей, имеющих отклонения в физическом и психическом здоровье и инвалидов;
- содержание современных систем оздоровительных и коррекционных занятий АФВ, подготовки к соревновательной деятельности;
- содержание врачебно-педагогического контроля, требования безопасности на занятиях АФВ и адаптивным спортом.
Владеть:
- способами организации и методики проведения занятий АФВ, методами обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, планирования, контроля и регулирования педагогического процесса;
- способами общения и взаимодействия с людьми, имеющими отклонения в физическом и психическом здоровье, уметь осуществлять коррекцию их поведенческих реакций;
Уметь:
- оценивать физическое и функциональное состояние индивида;
- определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов и физкультурно-оздоровительной работы, как составной части гармоничного развития личности, укрепления здоровья занимающихся;
- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, обучать занимающихся двигательным действиям;
- определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;
- планировать учебно-тренировочный процесс с учетом индивидуальных, возрастных, половых особенностей занимающихся, а также медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности.
Роль преподавателя в теоретическом обучении специалиста состоит в умении дать общие установки для самостоятельного углубленного обучения по той или иной проблеме курса, подборе литературных источников, подготовки тем рефератов и докладов, к которым должны подготовиться и доложить слушатели на методических занятиях.
Важнейшим в проведении последних является умение педагога привлечь слушателей к активному обсуждению докладов, высказыванию мнений по вариантам методики занятий, реабилитации, системе спортивной тренировки и др. Каждое методическое занятие должно заканчиваться резюме преподавателя, в котором он оценивает доклад, дискуссию но нему и делает необходимые коррективы.
Категория слушателей - тренеры-преподаватели адаптивного спорта, специалисты центров физической культуры и спорта, работающие с категорией лиц с ограниченными возможностями.
Эффективность педагогического взаимодействия тренера
«Эффективность педагогического взаимодействия тренера с субъектами учебно-тренировочного процесса»
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель курса: развитие компетенций в межличностном педагогическом взаимодействии специалистов по физической культуре и спорту.
Задачи:
- ознакомление со спецификой педагогического взаимодействия тренера с субъектами учебно-тренировочного процесса;
- формирование умений педагогического взаимодействия с субъектами учебно-тренировочного процесса в условиях вариативности образовательной среды;
- овладение методами педагогического взаимодействия как способами организации совместной и индивидуальной образовательной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами развития;
- формирование навыков в оценивании результатов педагогического взаимодействия тренера с субъектами учебно-тренировочного процесса;
В результате освоения курса «Эффективность педагогического взаимодействия тренера с субъектами учебно-тренировочного процесса» слушатель должен знать:
- специфику и содержание межличностного педагогического взаимодействия специалистов по физической культуре и спорту;
- внутренние и внешние компоненты педагогического взаимодействия;
- традиционные и интерактивные методы педагогического взаимодей-ствия специалистов по физической культуре и спорту;
- современные способы оценивания результатов педагогического взаимодействия;
уметь:
- проводить анализ способов педагогического взаимодействия с субъектами учебно-тренировочного процесса;
- выделять возрастные особенности общения на разных этапах онтогенеза;
- выбирать и обосновывать методы педагогического взаимодействия при проектировании индивидуальной образовательной траектории и конструировании совместной образовательной деятельности в различных условиях образовательной среды;
- анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
владеть:
- интерактивными методами в педагогическом взаимодействии с субъектами учебно-тренировочного процесса;
- методами оценивания результатов педагогическом взаимодействия.
Категория слушателей: тренеры, преподаватели, специалисты цен-тров физической культуры и спорта.
Организационно-педагогические основы адаптивного спорта
«Организационно-педагогические основы адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта инвалидов с нарушением зрения»
Авторы:
Чешихина Валентина Викторовна – мастер спорта СССР, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшей школы РФ, декан факультета социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта, заведующая кафедрой физического воспитания и спорта Российского государственного социального университета.
Никифорова Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Российского государственного социального университета.
Программа составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования, согласно приказа Минобразования РФ № 1221 от 18.06.97.
Перед Россией стоит важная социальная задача – обеспечить равные возможности для людей с инвалидностью, гарантировать их полноправную интеграцию в общество, благоприятные условия для труда, учебы, активного отдыха, занятий физической культурой. Правильно организованные занятия физической культурой и спортом являются одним из эффективных способов реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, одним из путей социальной интеграции.
Цель: формирование компетенций и обновление профессиональных теоретических знаний и практических навыков работы специалистов, обеспечивающих учебный и учебно-тренировочный процесс среди инвалидов с нарушением зрения в общеобразовательных школах-интернатах, спортивных школах, клубах по месту жительства и др.
Задачи:
- Сформировать профессиональные знания слушателей по реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий физической культурой и спортом;
- Изучить медико-физиологические и психолого-педагогические особенности лиц с нарушением зрения;
- Обучить слушателей методиками организации и проведения различных соревнований для лиц с нарушением зрения;
- Обучить слушателей умениям на практике применять современные инновационные образовательные технологии среди лиц с нарушением зрения.
ЗНАТЬ:
- сущность, структуру, функции, принципы, методологические основы адаптивной физической культуры;
- цели и задачи адаптивной физической культуры и ее основных видов;
- роль и место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с нарушением зрения;
- особенности развития и функционирования организма людей с нарушением зрения;
- особенности содержания занятий и методики подбора физических упражнений для лиц с нарушением зрения;
- показания и противопоказания к занятиям основными видами адаптивной физической культуры;
- особенности обучения двигательным действиям и развития физических качеств у лиц с нарушением зрения;
- особенности организации спортивных мероприятий среди инвалидов с нарушением зрения;
УМЕТЬ:
- подбирать соответствующие средства и методы реабилитации и интеграции лиц с нарушением зрения;
- регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий адаптивной физической культуры;
- разрабатывать современные технологии проведения занятий во всех видах адаптивной физической культуры: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации;
- приобщать инвалидов с нарушением зрения к занятиям адаптивной физической культурой, формировать аксиологическую концепцию жизни у данной категории населения с установкой на здоровый образ жизни и максимальную самореализацию в процессе занятий;
- формулировать задачи, подбирать соответствующие средства и методы интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного, эстетического, экологического и других видов воспитания личности лиц с нарушением зрения, их социализации в процессе занятий адаптивной физической культурой.
Категория слушателей: руководители, тренеры групп начальной подготовки, инструкторы-методисты детско-юношеских спортивных школ, преподаватели кафедр физического воспитания высших и средних учебных заведений, учителя физической культуры общеобразовательных школ, инструкторы-методисты клубов по месту жительства, социальные педагоги и психологи, работающие с инвалидами в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Сопровождение одарённых детей
«Современные психолого-педагогические основы образовательной деятельности и сопровождения одарённых детей»
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного профессионального образования указанным в приказе Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221
Цель проведения курсов: обновление теоретических и практических знаний, формирование у слушателей профессиональной компетенции в области психолого-педагогического сопровождения развития одаренности детей и подростков в образовании.
При повышении квалификации ставятся следующие задачи:
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, способных на современном научно-методическом уровне успешно работать с детьми и подростками, решая задачи их развития в образовании;
- воспитания у слушателя гуманистических представлений о психологических особенностях одаренных детей и подростков;
- показать особенности развития индивидуального и личностного развития одаренных детей и подростков;
- овладение технологиями и методами работы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков в образовании;
- присвоение принципов и методов работы по активизации познавательной самостоятельности учащихся.
В результате курсовой подготовки слушатели должны овладеть, следующими знаниями:
- общих представлений об одаренности и ее видах;
- основных понятий и терминов психологии одаренности и психологии способностей;
- общих и специфических закономерностей психического развития одаренных детей и подростков;
- о возрастных и индивидуальных особенностях одаренных детей и подростков;
- о познавательных способностях и деятельностной природе развития способностей;
- о современных подходах в психологии образования;
умениями:
- выстраивать стратегию работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей и подростков в образовании;
- составлять программу по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- адекватно приметь психолого-педагогические методы воздействия и психологической помощи одаренным детям и подросткам в нормативных и стрессовых ситуациях учебной деятельности;
- применять современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности и субъектности учащихся;
навыками:
- работы одаренными детьми с учетом развития их психомоторной, познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы;
- владеть методами консультирования и психологического сопровождения одаренных детей и подростков и их родителей;
- владение метода психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовании;
- современными методами по сопровождению индивида и группы в образовательном процессе с учетом современной социокультурной ситуации.
Категория слушателей – педагоги, работающие в образовательных учреждениях различного типа, в том числе подведомственных Москомспорту.